пятница, 17 августа 2012 г.

ПРАВО НА ОШИБКУ





Ошибки бывают разные. И дети их совершали, совершают и совершать будут. Скажу крамольное: дети должны совершать много ошибок, глупых и разных — такова жизнь.



Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей? Во-первых, молниеносно: мы пикируем на ребёнка, как орёл на свою жертву. А во-вторых, эмоционально и, я бы даже сказала, очень громогласно.
Когда мы ругаем ребёнка, то, сами того не желая, даем ему понять, что он — плохой, что мы его не любим. Особенно вредно ругать за промахи и оплошности маленьких детей и младших школьников — это снижает самооценку растущего человека, делая его неуверенным, робким, нерешительным и нервным.
Более старших детей ругать просто не очень эффективно, а уж с подростками — и вовсе опасно: можно надолго оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.
Что же делать?

Определение воспитания  очень противоречиво и не отражает реальных проблем, возникающих в подобных жизненных ситуациях. Предлагаю обсудить альтернативный взгляд на воспитание ребенка.
(отрывки из книги Ошо “Воспитание нового ребенка”)

Если посмотреть на детей, когда они появляются на свет, такие свежие, прямо из источника жизни, то можно увидеть некое присутствие того, что не передать словами. 
Он появился с чудесным ароматом, неизмеримым, неопределенным. Посмотрите в глаза ребенку - вы не найдете ничего глубже. Глаза ребенка - это пропасть, у нее нет дна. 
 К сожалению, после того, что с ним сделает общество, вскоре его глаза станут мелкими; из-за многочисленных слоев обусловленности эта глубина, эта невероятная глубина исчезла. А ведь то было его реальное лицо.Как сохранить настоящее лицо ребенка? 
Вы ничего непосредственно не должны делать. Любое прямое действие станет помехой. Нужно научиться искусству пассивности.Это очень трудное искусство. Вам не нужно что-то делать, чтобы защитить и сохранить реальное лицо ребенка. Ваши действия только исказят его.Вам нечего дать ребенку, вы можете только взять.  
Все происходит легче, когда вы любите. Не спрашивайте "как", потому что тогда вы будете искать метод, методологию, технику, а любовь - это не техника. Любите своих детей, наслаждайтесь их свободой. Пусть они ошибаются, помогайте им разобраться, где они допустили ошибки. Скажите им: "Ошибаться не страшно, делайте побольше ошибок, потому что через ошибки мы учимся". 
Уважение к старшим стало обычаем. Но почему? Я бы хотел уважать детей. Настало время уважать их, а не заставлять их уважать всяких проходимцев, плутов, мошенников, и только потому, что они пожилые.Я бы сделал все наоборот: уважайте детей, ибо они ближе к источнику, а вы дальше. Они все еще оригиналы, а вы - копии под копирку. 
Понимаете ли вы, куда может привести уважение к ребенку? Благодаря любви и уважению вы спасете их от неправильных поступков, не из-за страха, а благодаря любви и уважению.
Если вы их уважаете, то они будут вас слушать более внимательно. Они будут стараться понимать вас, если вы их уважаете. Ни в коем случае ничего не навязывайте им; понимая вас, они поймут, что вы правы, и потянутся к вам, они не потеряют своего настоящего лица.Настоящее лицо можно потерять одним путем. Оно теряется, если детей принуждать, заставлять против их воли.Любовь и уважение мягко помогут им понять мир, стать более осознающими, внимательными, ведь жизнь драгоценна, это подарок Вселенной.
Уважаемые взрослые, позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу! Кстати сказать, дети делать это будут всё равно — и без нашего на то благословения.


2 комментария: